20.12.2018
Экономическая «турбулентность». Надолго или навсегда?
Экономическая «турбулентность». Надолго или навсегда?
— Когда будет лучше? — Лучше уже было.
Народная мудрость
К кризисам нам не привыкать. Двадцать лет назад случился дефолт, ставший для всех игроков рынка первым серьезным испытанием. Во многих компаниях его до сих пор не могут забыть... Потом был крах доткомов. По счастью, тот римейк «Американской трагедии» игрался в Новом и Старом Свете, мы лишь наблюдали за перформансом в качестве зрителей. Зато потом уже никто не остался в стороне. Десять лет назад разразился финансово-экономический кризис, охвативший всю планету. Его последствия были катастрофическими для огромного числа компаний, а процесс восстановления экономик и индустрий растянулся на годы. Едва пришли в себя, как на нас посыпались санкции. К ним тоже приспособились, научились работать в изменившихся условиях.
По оценкам экономистов и бизнесменов, в том числе руководителей ведущих российских ИТ-компаний, 2017 г. для нашего рынка выдался довольно неплохим (см. «CRN/RE.ИТ-Бизнес» № 2/2018). Но уже этой весной в финансовых и деловых кругах заговорили о приближающемся новом мировом кризисе. Просто дежавю какое-то.
Будем считать это нормой жизни?
Причин для появления проблем в экономике немало, и, как показывает опыт последних лет, арсенал неприятностей далеко не исчерпан. Основные факторы — объективные и субъективные трудности внутри страны, накопившиеся нерешенные проблемы, глобальные мировые экономические тренды и, разумеется, политические игры. Перечисленные факторы, как правило, не действуют по отдельности, а работают сообща, причем усиливая друг друга (ну кто бы сомневался) в негативном направлении. Реальных предпосылок для улучшения ситуации что-то не видно. Есть некоторые ниши, которые заинтересованные лица и компании пытаются объявить драйверами экономики (например, искусственный интеллект, Интернет вещей, экологически чистый транспорт, умный город, экспедиция на Марс и пр.), но их влияние по сравнению с ценами на энергоносители, выборами в Конгресс или Брекситом микроскопически мало. Да и случайных факторов предостаточно. Одно необдуманное (или, наоборот, хорошо продуманное) заявление крупного мирового политика, и акции столпов индустрии могут рухнуть или взлететь. Да что там индустрии. Рутинная, техническая процедура по повышению налога на бензин взорвала Францию. Получается, что о спокойной и предсказуемой жизни надо забыть?
Олег Рыбалкин, директор по B2B-продажам компании Canon, считает, что экономическая «турбулентность» сохранится надолго, и поэтому ее следует считать нормой. Двигателем прогресса выступает закон эволюционного развития: выживает и развивается самый наблюдательный, стойкий, восприимчивый к изменениям, а гарантировать стабильность и процветание невозможно. Нужно уметь меняться и приспосабливаться к внешней среде. И надеяться можно лишь на себя и свою команду.
Его мнение разделяет Светлана Баланова, генеральный директор компании IBS. «Вряд ли можно ожидать серьезных взлетов экономики — потенциальных драйверов для этого сейчас не очень много. Нормой жизни скорее стала нестабильность, к которой все привыкли или начинают привыкать», — сказала она.
По мнению Дениса Петрова, управляющего директора компании Elittech, нестабильность в сложившихся геополитических и санкционных условиях стала практически нормой жизни, с которой россияне живут уже много лет. К началу текущего года отечественная экономика после нескольких лет падения и стагнации показала небольшой рост и вроде бы придала рынку немного оптимизма. Но год еще не закончился, а от неожиданностей никто не застрахован.
…
«Наша компания считает существующий макроэкономический фон, в рамках которого мы действуем, нормальной бизнес-средой. Для большей части наших коллег и сотрудников, жизнь в условиях макроэкономической нестабильности, по сути, стала привычной, — заявил Андрей Голышкин, вице-президент по экономике и финансам, OCS Distribution. — Мне сложно вспомнить за последнее двадцатилетие хотя бы пятилетку, когда мы не видели каких-то процессов, которые можно было интерпретировать как очередную волну кризиса. Это просто бизнес-среда, в ней можно не просто работать, но и быть успешным, зарабатывать, развиваться, выходить на некие новые этапы своего развития, завоевывать рынок, быть прибыльной, успешной компанией, оставаться лидером. Поэтому я бы не драматизировал ситуацию и не говорил о том, что сейчас идет очередная волна мегакризиса, которая полностью изменит состояние рынка. Думаю, этого не произойдет».
А вот Антон Чехонин, генеральный директор «НОРБИТ» (входит в группу ЛАНИТ), не готов назвать нынешнюю ситуацию в российской экономике «турбулентной». Пик негативных явлений в пройден в 2015–2016 гг., и сейчас страна находится в состоянии «нового застоя» — экономика демонстрирует небольшой прирост на уровне 1,5–2% в год. В отсутствие серьезного внешнего шока (в виде новых санкций, резкого падения нефтяных цен и пр.) эти вещи сложно предсказать. Текущая ситуация может сохраниться на протяжении последующих нескольких лет, как и предполагает базовый сценарий развития экономики России. Конечно, для бизнеса такие условия сложно назвать благоприятными (ведь мировая экономика растет быстрее), но и говорить об отсутствии возможностей для роста также неверно.
Негативные тренды и возможные сценарии
Что же случилось с мировой и российской экономикой, что заставило игроков заговорить о приближающемся кризисе? Существуют ли реальные предпосылки для очередного экономического шторма, или мы готовимся к худшему уже по привычке?
…. «Ключевые тенденции связаны преимущественно с ростом налоговой нагрузки на бизнес, слабостью национальной валюты, усиливающимся административным давлением со стороны профильных министерств и контролирующих органов, а также сокращением ИТ-бюджетов организаций, — считает Игорь Роганков, генеральный директор компании X-Com. — Дефицит свободных средств заставляет организации по максимуму использовать имеющиеся ИТ-ресурсы и фокусировать усилия на поддержке действующих систем в ущерб внедрению новых. Наиболее востребованы решения, позволяющие сократить издержки и повысить производительность. Тем не менее ИТ-рынок, на мой взгляд, пострадал меньше других, и по ряду направлений мы фиксируем рост относительно прошлого года».
Сергей Таран, генеральный директор компании «ОНЛАНТА» (входит в группу ЛАНИТ), отмечает, что для ИТ-рынка санкционная история стала негативным фактором, но есть и положительный эффект. Трудности использования западных технологий и импортозамещение стали катализатором развития отечественного софтверного направления и решений на его базе. Чем дольше сохраняется эта тенденция, тем больше у России возможности развивать ИТ-отрасль самостоятельно, не ориентируясь на колебания международного рынка…
По мнению Дениса Петрова, негативные тренды года — это постоянные изменения в экономической политике государства, появление новых нормативных актов, рублевая и валютная нестабильность, перманентная инфляция, возросшие издержки бизнеса, внезапные банкротства крупных игроков рынка, продолжающееся падение доходов населения. И, конечно, самое главное, — отсутствие какой-либо долгосрочной стратегии правительства по выходу из кризиса. Выжили, и слава Богу!
…
По мнению Галины Садовниковой, заместителя генерального директора, директора по экономическим вопросам развития бизнеса КРОК, с 2008 г. «экономическая турбулентность» стала нормой жизни. Благоприятные и неблагоприятные периоды быстро меняются, и бизнесу необходимо в короткие сроки адаптироваться к этим изменениям. «Все сегменты ИТ-рынка в той или иной степени ощутят эффект „экономической турбулентности“. Однако, мы ожидаем, что объем оказываемых сервисных услуг не сократится, поскольку техническая поддержка необходима для сохранения работоспособности систем заказчиков, — сказала Галина Садовникова. — Но возможно, сокращение количества новых дорогостоящих проектов в части закупок инновационного оборудования».
…
Антикризисный план и подушка безопасности
Способность российского бизнеса выживать в жесточайших кризисах и умение быстро адаптироваться к новым условиям работы всегда вызывали зависть у зарубежных партнеров и конкурентов. Понятно, что, пройдя в течение двух десятков лет через сложнейшие испытания, наши компании готовы ко всему, и вряд ли очередной кризис кардинально изменит ландшафт ИТ-рынка.
…
«Последние пять лет мы работаем по антикризисному плану, наша компания — одна из немногих, которая выиграла в это тяжелое время. Рост в этот период составлял от 25 до 50% в год, — сказал Михаил Прибочий, генеральный директор компании Axoft. — Наша установка — быть лучшим бизнес-партнером для контрагентов. План включает в себя постоянную и непрерывную оптимизацию всех бизнес-процессов и предоставление партнерам всех необходимых им сервисов».
Михаил Прибочий подчеркнул, что в продажах массовых продуктов компания взяла курс на автоматизацию всего, что может быть автоматизировано. Сейчас в Axoft по значительной части продуктов лицензии и подписки можно заказать, оплатить и получить без общения с человеком, всего лишь за несколько минут или даже десятков секунд. Исключается человеческий фактор, задержки, ошибки, потери. В перспективе должно быть автоматизировано всё.
«Мы активно ищем и подписываем соглашения с новыми подходящими нам вендорами, чтобы иметь возможность предоставлять партнерам широкий и максимально сбалансированный портфель продуктов и услуг. Еще один пункт плана — поглощения. Впервые мы приобрели своего конкурента почти два года назад. Проект оказался очень прибыльным, и мы находимся в открытом поиске новых», — резюмировал он.
…
Денис Петров рассказал, что антикризисный план в Elittech предусматривает оптимизацию склада, искусственное сдерживание расширения продуктового портфеля, постоянное повышение квалификации и компетенций сотрудников, совершенствование партнерских программ лояльности. «Идя навстречу пожеланиям наших партнеров — системных интеграторов и дилеров, и для подстраховки бизнеса, а также поиска новых источников доходов мы заключаем дистрибьюторские договоры не только с поставщиками AV-техники и решений, но и с разработчиками ПО, проводим диверсификацию бизнеса, занимаемся развитием собственных брендов, конкурентоспособных по качеству и цене», — сообщил Денис Петров. «Мы пережили не один кризис. План, который работает всегда, — сохранять баланс расходов и доходов таким образом, чтобы компания не несла убытков и не залезала в долги», — заявил Сергей Таран.
Разумеется, опытные игроки ИТ-рынка позаботились и о «подушках безопасности». «Для Axoft — это наше доброе имя, сильный коллектив, вендорский портфель, доверяющее нам партнерское сообщество и постоянно совершенствующиеся бизнес-процессы. До сего дня все вышеперечисленное помогало нам не просто оставаться на плаву, но и опережать конкурентов», — отметил Михаил Прибочий.
«В ситуации экономической турбулентности очень важно внимательно наблюдать за рынком и быстро извлекать из кризисных моментов практические уроки. Пережив за 26 лет все современные кризисы, мы выработали большую гибкость, готовность меняться, постоянно трансформировать свое предложение, придумывать новые продукты и сервисы, — подчеркнула Светлана Баланова. — Мы сформировали диверсифицированный портфель клиентов, сбалансированный набор услуг, пул вендоров и партнеров. Это, во-первых, позволяет нам быть более устойчивыми к изменениям спроса в конкретных сегментах. Во-вторых, благодаря этому мы очень хорошо, возможно, лучше и раньше многих участников чувствуем состояние ИТ-рынка, который во многом можно считать отражением больших экономических трендов, оперативно считываем эти сигналы и реагируем на смену настроений».
…
Денис Петров и Сергей Таран считают, что лучшая «подушка безопасности» — это долгосрочные отношения с партнерами, вендорами и заказчиками. По словам Дениса Петрова, помимо традиционных маркетинговых опций компания старается предоставлять клиентам максимум привилегий и мотивировать на работу. «Хорошие деловые отношения с вендорами — одна из составляющих не только успеха, но и жизни дистрибьютора. Поэтому мы стараемся соответствовать требованиям вендоров и рассчитываем на их поддержку. В сложной экономической и политической ситуации производители, заинтересованные в российском рынке, как правило, полагаются на мнение дистрибьюторов о настроениях клиентов-заказчиков и стараются корректировать ценовую политику не в ущерб продвижению своей продукции. А внутри компании в условиях кризиса мы, безусловно, выставляем более жесткие требования к контролю над расходами и повышению эффективности работы сотрудников», — рассказал Денис Петров.
…
Автор: Константин Геращенко
< Назад