17.01.2018
Рост обещают. Но маленький
В уходящем году экономическая ситуация на российском рынке была достаточно стабильной. Тем не менее условия работы компаний продолжали меняться. Сегодня они мало похожи на те, что были еще несколько лет назад. Это обусловлено, с одной стороны, насыщением рынка, а с другой — снижением финансовых возможностей заказчиков.
Как и следовало ожидать, единого мнения по поводу тенденций в бизнесе у топ-менеджеров и экспертов нет. Появление позитивных трендов отмечают единицы. Большинство же специалистов считает, что никаких улучшений на рынке по сравнению с 2016 г. не произошло. А многие отметили, что бизнес стал еще более жестким и еще менее прибыльным.
… «Мы не видим никаких кардинальных улучшений, — говорит Николай Валюженич, генеральный директор компании IMS. — Состояние российской экономики — ослабление рубля, снижение покупательной способности — тормозит развитие многих сегментов ИТ-рынка.
Хотя в некоторых, в частности в сегменте аудиовидео, объемы продаж растут, что обусловлено необходимостью модернизации существующего парка решений. Кроме того, довольно большое число компаний впервые внедряют у себя аудиовидеосистемы. Это делается для оптимизации производственных процессов, увеличения конкурентоспособности, а также для того, чтобы соответствовать требованиям клиентов и рынка».
Кирилл Ушаков, менеджер по работе с ключевыми клиентами Kyocera Document Solutions, считает, что все серьезные изменения, которые могли произойти, уже случились и вряд ли стоит ждать чего-то нового. Разве что канал поставок стал проводить еще более агрессивную ценовую политику в угоду качеству и уровню сервиса.
Инна Сорокина, глава представительства NEC Display Solutions в России и странах СНГ, также считает, что за последний год условия работы принципиально не поменялись. С такой оценкой согласен Максим Андрющенко, генеральный директор компании Profdisplay. «Глобальных изменений не случилось, за исключением снижения маркетинговой активности», — сказал он. Дмитрий Буневич, руководитель отдела системных решений АО «Сони Электроникс», охарактеризовал общую ситуацию на рынке как ожидаемо спокойную, без резких скачков, что в определенной степени скорее плюс, чем минус.
А Петр Ажгирей, генеральный директор компании Elittech, заявил, что условия в прошлом году изменились и продолжат меняться для всех участников рынка. Причем они становятся все более жесткими.
Ни о каких общих правилах работы речь уже не идет, каждая поставка или проект — это битва производителей, а потом и дистрибьюторов. «Некоторые зарубежные вендоры в корне пересмотрели свою дилерскую программу, например, изменили шкалу партнерства, ввели более жесткие требования, — говорит Петр Ажгирей. — Это оправданно для более стабильных европейских рынков, а вот проводить такую политику в российских реалиях довольно сложно, как и cложно представить, что такая программа приведет к увеличению доли бренда в нашей стране. И зарубежные, и российские вендоры заметно сократили маркетинговые бюджеты, что не самым лучшим образом влияет на популяризацию и продвижение решений в нашем дистрибьюторском канале»…
Факторов много. Но почти все со знаком «минус»
В числе главных факторов, сформировавших тренды этого года, игроки рынка называют снижение покупательной способности заказчиков, волну модернизации производств, политику импортозамещения, ну и, разумеется, перипетии мировой политики.
Адаптируемся быстро. И это плюс
Вот что хорошо умеют делать российские компании, так это приспосабливаться к самым невыносимым условиям работы. Разумеется, процесс адаптации отнимает много сил и средств, которые можно было бы использовать продуктивнее, но выбирать не приходится.
«Все, кто пережил кризис 2014–2015 гг. и остался на плаву, в этом году имели хорошую возможность стать еще сильнее. И эту возможность не упустили», — утверждает Николай Ахметджанов. «К сожалению, адаптация к новым, более суровым условиям — это основное, чем приходится заниматься практически всем игрокам рынка, — говорит Петр Ажгирей. — Пока рано давать оценки, кто адаптировался к новым условиям, а кто нет, следующий год будет более показательным»…
ИТ и AV. Взаимное притяжение
Пожалуй, один из наиболее важных трендов наших дней — конвергенция двух на сегодня уже достаточно близких рынков — ИТ и AV (аудиовидеотехники). Этот процесс идет давно, и сейчас он вступает в финальную стадию.
«Пока между этими рынками еще сохраняются различия, но с каждым годом грани стираются и специфика постепенно размывается, — комментирует Петр Ажгирей. — Традиционные AV-компании расширяют сферу деятельности: идут в системную интеграцию, пополняют свои портфели телекоммуникационными системами, а крупные системные интеграторы выполняют аудиовизуальные проекты, участвуют в выставках профессионального аудиовидеооборудования и интегрированных электронных систем, -например, в Integrated Systems Russia (ISR) 2017.
Да и крупнейшая европейская выставка Integrated Systems Europe 2018 сейчас позиционирует себя уже как выставка компьютерных систем, ТВ, радиосистем, а также информационных технологий»…
По словам Александра Мельцева, руководителя отдела маркетинга департамента визуальных решений московского представительства компании Panasonic, рынок AV становится более сложным и профессиональным.
Требуются точные расчеты и глубокая оптимизация всех показателей, предварительная проработка проекта и оптимизация складских запасов для качественного и своевременного удовлетворения заказов. Максим Андрющенко согласен с тем, что AV-сегмент тесно связан с ИТ. Но ИТ-специалисты зачастую мало компетентны в AV-сфере. Прежде чем продать, нужно провести грамотный консалтинг. Инна Сорокина добавила, что игроки индустрии ИТ быстро пополняют свои портфели сложными и нишевыми решениями, предлагают пред- и послепродажную поддержку.
Всё указывает на небольшой рост
Что же происходило на рынке в последние месяцы и какие перспективы, по оценкам наших экспертов, ждут рынок в следующем году?
Как сообщил Александр Мельцев, начиная с июля 2016 г. проекционный рынок ежеквартально показывает устойчивый рост как в штуках, так и в деньгах.
При этом с января по октябрь 2017 г. прирост в штуках составил чуть более 15%, что лучше всех прогнозов, составленных годом ранее. Однако последние два месяца не вызывают столь же большого оптимизма, так как многие проекты недофинансированы и переносятся на следующий год. Поэтому годовая положительная динамика, по оценке Александра Мельцева, составит 10–12%...
Как сообщил Николай Валюженич, в целом на рынке Digital Signage и оборудования AV в последние шесть месяцев зафиксирован рост на 48%. В 2018 г. рост должен сохраниться. Вообще, прогнозы относительно следующего года у всех экспертов сдержанно-реалистичные, хотя и с нотками оптимизма…
Петр Ажгирей заметил, что продукты его компании нельзя считать предметами первой необходимости, и сегодня трудно с уверенностью сказать, что будет с финансированием отрасли ИТ после президентских выборов. Возможно, в 2018 г. начнется реальное финансирование госпрограммы «Цифровая экономика» и в ИТ-индустрию польется поток бюджетных денег.
Это может стать сильнейшим толчком как для всей отрасли в целом, так и создаст благоприятные условия для развития участников рынка и позволит открыть новые перспективные направления бизнеса. Прогноз Петра Ажгирея — небольшой прирост в первом полугодии 2018 г, порядка 5–10% к такому же периоду 2017 г.
«Есть все основания полагать, что стабильная положительная динамика, которую мы видим в течение трех кварталов 2017 г. на рынках проекторов и профессиональных дисплеев, продолжится и в дальнейшем, а также распространится и на другие сегменты рынка, — сказал Вадим Константинов. — С другой стороны, в первом полугодии 2018 г. ожидаются два крупных события — выборы президента и ЧМ по футболу, на фоне которых развитие рынка несколько затормозится. Но в целом хочется надеяться, что отрицательной динамики не случится»…
По оценке Александра Мельцева, рост возможен не за счет увеличения объема регулярных продаж, а за счет сложных проектов, часть из которых может реализоваться еще до выборов Президента РФ в марте следующего года…
Полную версию статьи можно прочитать в еженедельнике
CRN/RE < Назад